Если бы мы могли заглянуть внутрь наших собственных клеток и прочесть то, что закодировано в ДНК, мы многое бы узнали о себе. Но мы не стали бы от этого лучше знать таблицу умножения или алфавит, лучше запоминать имена и лица людей, не смогли бы назвать 50 штатов и всех президентов Соединенных Штатов, королей и королев Англии. В информации, связанной с аппаратным обеспечением, хорошо то, что она появляется вместе со своим носителем — ее не надо добывать в процессе обучения. Плохо же то, что уж коли она появилась, то очень сложно, если не невозможно изменить ее или что-либо к ней добавить. Если вы пересадите дуб туда, где будет гораздо больше солнца и меньше воды, он не «научится» быть пальмой. Быть дубом — означает обладать определенной информацией, встроенной в аппаратное обеспечение, и даже ради спасения своей жизни дуб не может изменить эту информацию.
Кит не может научиться жить на суше, а волки ее прекрасно освоили. И вы не смогли бы хорошо себя чувствовать на льду Северного Ледовитого океана, хотя белые медведи считают такое существование очень привлекательным, или смогли бы? Если бы вам удалось изменить свою ДНК, то у вас могла бы вырасти густая водонепроницаемая шерсть, появились бы когти, идеально приспособленные для ловли рыбы, и вы, став «полярным человеком», прекрасно бы жили в этих условиях.
Но люди ведь живут вблизи Северного полюса. Они научились делать это, не изменяя имеющуюся у них ДНК, но обучаясь и запоминая, они используют программное обеспечение своего мозга, чтобы обустроить свою жизнь. Они носят теплую одежду, строят надежные укрытия, добывают пищу с помощью оружия и рыболовной снасти, потому что они не так быстры и проворны, чтобы охотиться и ловить рыбу как медведи и волки. Именно здесь становится ясным значение «программной» памяти.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»