Но есть ли у них память?
Идет ли речь о подсолнечнике, поворачивающемся вслед за солнцем, своим источником энергии, или о венериной мухоловке, приманивающей насекомых и заставляющей их остаться на обед, мы все же должны задаться вопросом: «А память ли это?» Помнит ли подсолнечник, что солнце встает на востоке? Помнит ли он, как он поворачивается за солнцем? Помнит ли венерина мухоловка, как она зарядила свою химическую ловушку и поймала в нее добычу?
Являются ли эти действия тропизмами? (Несомненно, это так.) Основаны ли тропизмы на памяти? Это спорно, но мы утверждаем, что да. Инструкции, как поворачиваться вслед за солнцем или как устроить химическую ловушку и поймать в нее вкусное насекомое, встроены в организм подсолнечника и мухоловки. Они закодированы в ДНК этих растений. Они являются информацией, а информация — это память.
Итак, мы можем видеть, что растения «помнят», что они «знают», что делать. Но лишь немногие будут утверждать при этом, что растения обладают сознанием или разумом (хотя, конечно, невозможно доказать, что они не обладают им). И растения скорее всего не могут обучаться. Если позаимствовать термин из мира компьютеров, их память является частью их аппаратного обеспечения.
Ваш словарь
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — сложное химическое вещество, носитель генетической информации в клетке.
Аппаратная — применительно к компьютерным технологиям — программа, которая является частью аппаратного обеспечения и не может быть изменена. В биологии этот термин применяется к функциям организма или поведению, которые закодированы в ДНК организма.
Программные — в отличие от аппаратных, эти программы действительно сохраняются как информация и могут быть изменены в зависимости от обстоятельств. В биологии этот термин относится к тем функциям и поведению, которые могут быть изменены.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»