Человек, лишенный памяти
Память — одна из величайших загадок жизни. Физик Стивен Хокинг как-то задал вопрос: «Почему мы помним прошлое, а не будущее?» На этот обезоруживающе простой вопрос есть очень простой ответ — по крайней мере, так кажется,
пока мы всерьез не задумаемся об этом.
Психологи и физиологи многие годы бились над тем, чтобы выяснить, какая часть человеческого мозга отвечает за память — если таковая существует. Опять мы сталкиваемся со случаем, когда чем ближе мы подходим к решению проблемы, тем сложнее она становится.
Уникальная возможность исследовать память возникла в 1953 г. благодаря человеку, известному только как «ГМ» (для предотвращения вмешательства в личную жизнь его и его семьи). ГМ долгие годы страдал от тяжелых эпилептических припадков, причем приступы были вызваны периодическими «электрическими бурям» внутри или на поверхности мозга.
В этом случае возможны различные способы лечения, в том числе и медикаментозные. Однако в крайних и трудноизлечимых случаях хирургическое вмешательство является оптимальным и иногда единственным способом улучшить состояние больного. И у ГМ была удалена часть мозга, так называемая височная доля.
Это самое крайнее средство. Известно, что при этом существует риск опасных побочных эффектов, включая амнезию. Все же риск казался оправданным по сравнению с постоянными изнурительными припадками.
Хирургическая операция была проведена. Она прошла успешно, и ГМ избавился от припадков. К несчастью, и совершенно неожиданно, в результате развилась особая (и очень интересная) форма амнезии.
У него исчезла способность сохранять память о текущих событиях.
ГМ сохранил память о том, что было с ним до того, как у него удалили височную долю мозга. Он помнил свое детство, учебу в школе, своих родственников и друзей и все, что происходило вплоть до операции, но был не способен запомнить хоть что-нибудь из того, что случалось с ним после. Он до сих пор каждое утро, просыпаясь, считает, что наступил первый день после операции 1953 г., хотя с тех пор прошло около полувека. В результате операции была разрушена его способность запоминать новые события.
Ваш словарь
Амнезия — общая или частичная потеря памяти в результате шока, психической травмы, повреждения мозга или болезни.
Ретроградный — движущийся или стремящийся назад. В случае амнезии относится ко всем событиям и опыту, происходившим до наступления амнезии.
Его моторная память сохранилась.
Впоследствии ГМ обучился зеркальному рисованию, т.е. такой технике рисования, когда он видел свою собственную руку и картинку, которую он рисует, только в зеркальном отражении.
Если вы думаете, что это просто, попробуйте сами. Все, что вам нужно, это зеркало, лист бумаги для рисования, карандаш и кусок картона, который закроет от вас вашу руку и рисунок и даст вам возможность видеть только их отражение в зеркале.
Когда ГМ научился делать это, он и в последующем демонстрировал свое умение. Однако, если его спрашивали о том, когда и как он этому научился, он не знал. Его воспоминания о процессе обучения этому новому умению стерлись, но умение само по себе осталось.
Вспомните первые год или два своей жизни. Как вы научились самостоятельно есть, ходить и разговаривать? Эти навыки у вас сохранились. Вы помните то, чему вы научились, но не помните как.
Все это свидетельствует о том, что существуют различные типы памяти.
-
Первый тип — это память о событиях и о том, что с вами происходило.
-
Другой — сохранение приобретенных в результате этого знаний или умений. Когда вы были маленьким ребенком, ваша событийная память еще была не развита, тогда как навыковая память была уже достаточно сильна.
Когда у ГМ удалили височную долю мозга, он потерял способность к формированию новой событийной памяти, но до некоторой степени сохранил способность к образованию новой навыковой памяти. Память об освоенных физических навыках называется моторной. Эта память, во-видимому, должна храниться в других, чем событийная память, отделах мозга.
Мы вернемся к случаю ГМ в главе 6 «Дыра в голове», в которой еще раз исследуем этот странный и поразительный случай, а также похожие случаи, которые позволили понять, как работает мозг и память.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»