Один английский ученый провел поразительный эксперимент, показавший способность диких птиц решать задачи. У него был домик в деревне, и в окрестностях этого домика он обнаружил множество мелких диких птиц, поползней и синиц. Его эксперимент проходил в несколько стадий. Но сначала, чтобы привлечь птиц, он насыпал арахис в деревянный спичечный коробок. Птицы могли прилетать и спокойно доставать из него орешки, что они и делали.
На первой стадии опыта спичечный коробок был поставлен вертикально, так что птицам, чтобы добраться до орехов, приходилось выталкивать внутреннюю часть коробка вниз. Они быстро научились делать это. На второй стадии исследователь просверлил в коробке дырку и вставил в нее спичку. Это мешало птицам выдвигать внутреннюю часть, пока какая-то из птиц первой не вытащила спичку. Они быстро научились делать это. На третьей стадии, после того как птицы вытаскивали спичку и выталкивали внутреннюю часть коробки, орехи перекатывались в другой коробок, из которого тоже надо было вытащить спичку и выдвинуть его внутреннюю часть. Они быстро научились делать это. На четвертой и последней стадии эксперимента, после того как внутренняя часть второго коробка была выдвинута, орехи скатывались по желобу. Птицам надо было подлететь или подойти к этому желобу и нажать на рычажок, открывающий дверцу. Тогда они доставали орехи. Птицы научились выполнять все эти задачи. Экспериментатор пришел к выводу, что они не только обладают интеллектом, позволяющим им решать все эти задачи, но что емкость их памяти достаточно велика («программная» память)), чтобы они могли запомнить все ступени процесса.
Однако одна птица была умнее, чем все остальные (или, может быть, менее честна). Она сидела у нижней части желоба и ждала, а ее подруги честно вытаскивали спички и открывали коробки. Затем, когда орехи покатились вниз по желобу, а ее бедные, тяжко трудившиеся подруги еще не успели долететь и допрыгать до них, эта птица открыла дверцу и забрала орехи!
Это вы должны знать
Память и интеллект дают преимущество в борьбе за существование, и они подвергались отбору в течение многих миллионов лет.
Память без интеллекта и интеллект без памяти бесполезны.
И память, и интеллект могут быть «аппаратными» (врожденными и практически неизменными) и «программными» (получаемыми в процессе обучения и значительно изменяющимися).
Люди — это не просто живые существа, обладающие памятью и интеллектом. Многие животные, в том числе псовые (собаки и волки), дельфины и киты, осьминоги и многие птицы, тоже удивительно умны.
Пауки (они относятся к паукообразным, а не к насекомым) действуют так, что можно предположить у них наличие интеллекта. Однако их интеллект и память полностью «аппаратного» типа, так что они не способны к восприятию нового.
Насекомые некоторых видов, включая муравьев и пчел, проявляют интеллект как члены семьи, но, по-видимому, практически лишены его как индивидуумы.
Не у всех птиц куриные мозги.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»