На свету и в тени
Согласно теории Пола Шепарда, наши далекие предки-млекопитающие перешли от дневного к ночному образу жизни, а затем снова стали вести дневной образ жизни. Только учтите, что, говоря о предках, Шепард имел в виду отнюдь не кроманьонцев, неандертальцев или других так называемых пещерных людей. Он не имел в виду даже самых первых гоминидов, появившихся на равнинах Восточной Африки где-то от 3,5 до 5 миллионов лет тому назад, которые были приматами. Он говорил о мелких, четвероногих, покрытых мехом животных, которым потребовались десятки, если не сотни миллионов лет, чтобы эволюционировать в крупных двуногих — предшественников (пращуров) тех пещерных людей, о которых мы обычно вспоминаем, когда речь заходит о предках человека. Именно в то время, когда мы жили в темноте, мы развили у себя многие из наших способностей. Наши предки жили почти при полном отсутствии света, и даже их большие, приспособленные к темноте глаза мало помогали им в таких условиях.
Поэтому не только зрение, но и другие их чувства становились острее. Особенно это касалось слуха, так как осязание, обоняние и вкус действуют только «накоротке». Зрение же зависит от наличия света, а значительная часть их жизни проходила в полной темноте.
Но в темноте они слышали так же хорошо, как и на свету, причем очень удаленные звуки — и это было очень полезно! Глазами они пользовались, чтобы находить дорогу, искать пищу, изучить все дорожки и боковые проходы на своей территории, а также дорогу от своей норы к любимым местам водопоя и кормления. Но если бы они могли делать это только в «реальном времени», т. е. только в то время, когда непосредственно видели все это, они были бы совершенно беспомощны ночью.
Представьте, что вы живете в таком мире. Вам не кажется, что в таких условиях полезно было бы иметь карту местности и фонарик, чтобы можно было ее рассмотреть в темноте? У наших маленьких предков не было карты, нарисованной на бумаге, и фонарика, но они развили в себе умение, которое не уступало им. Они научились создавать мысленную карту своего мира. Умение сохранять мысленные образы тропинок, скал, деревьев и ручьев и затем вызывать их, когда нужно было найти дорогу в темноте, дало бы этим существам большое преимущество в борьбе за существование. Именно это умение, как утверждает Пол Шепард, наши предки и приобрели путем естественного отбора в процессе эволюции.
Ваш словарь
Гоминиды — семейства человекообразных обезьян, единственным существующим в настоящее время представителем которого является современный человек.
Приматы — млекопитающие отряда приматов. В состав этого отряда входят полуобезьяны и человекообразные обезьяны. Они характеризуются развитыми хватательными конечностями, уменьшенной лицевой частью черепа и развитым мозгом. Антропоид — человекообразный, напоминающий человека, особенно по форме или внешнему виду.
Шепард согласен со своим предшественником Джерисоном и еще в одном пункте, который мы также должны рассмотреть. До сих пор мы делили всех животных на травоядных (жертвы) и плотоядных (хищники, или охотники). Это вполне подходящее и правильное разделение, но не совсем точное.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»