Уроки, преподанные травмированным мозгом
Хотя случай ГМ наиболее известен и, пожалуй, наиболее важен для истории медицины, по крайней мере когда речь идет о понимании механизмов памяти, это всего лишь один из целой череды подобных случаев. Один наш знакомый врач рассказал нам о странности, которую он заметил у своих пациентов, перенесших инсульт.
У его пациентов, это были и мужчины и женщины, наблюдалось поражение мозга, вызванное наличием тромбов или повреждением сосудов. Такое поражение может быть очень серьезным и привести к глубоким и долговременным нарушениям мозговой деятельности и даже к смерти. Иногда же все может ограничиться сравнительно легкими кратковременными изменениями.
У нашего друга было несколько пациентов, которые в результате перенесенного инсульта не могли говорить. Всем своим видом они показывали, что понимают задаваемые им вопросы и могут сформулировать ответы на них мысленно, но не способны произнести их вслух. Неудивительно, что это очень расстраивало и угнетало их. Тогда врачу пришла в голову замечательная мысль. Он посоветовал своим пациентам петь песни, которые они хорошо знают. И в некоторых случаях им это удавалось, хотя их способность нормально говорить еще не восстановилась.
Почему-то инсульт затронул информацию и «программу» контроля над обычной речью, тогда как информация и программа, необходимые для пения, остались неповрежденными.
Какие уроки мы можем из этого вынести? Кажется совершенно очевидным, что различные участки мозга хранят различные категории информации (обычная речь, песенная лирика, мелодии) и инструкции, или внутренние «команды», которые управляют речью и пением.
Может быть, к списку, который мы привели несколькими абзацами выше, должны быть добавлены еще два вида памяти:
-
Разговорная
-
Песенная
В действительности это довольно глупо. Если мы пойдем по этому пути, мы должны будем дополнить этот список и зубочисткой памятью, и шнуркозавязывательной памятью, моргательной памятью и многими другими «памятями», относящимися к тому, что мы когда-либо знали, думали или делали.
Ваш словарь
Тактильный — относящийся к чувству осязания.
Тактильная память — память о том, какое ощущение вызывают различные предметы, когда вы до них дотрагиваетесь.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»
- Сколькими видами памяти мы в действительности обладаем?
- Что в имени твоем?
- Три — это очень хорошая цифра
- Что же мне со всем этим делать?
- Я, правда, правда, хочу запомнить!
- Почему цифры такие разные?
- О каком из видов долговременной памяти вы говорили?
- Рефлекторная память
- Событийная память
- Абстрактная память