Дрель, шпатели и серебряная проволока
Нейрохирург, вооруженный так, как рассказывает нам Ребекка Рапп в «Посвятить себя мозгу»: «вращающейся дрелью, парой металлических шпателей и серебряной проволокой», провел то, что он назвал билатеральной экстирпацией мозгового вещества ГМ. Он удалил гиппокамп обоих полушарий мозга с пучком серого вещества вокруг него, включая миндалину и внутреннюю часть височной доли.
Когда ГМ проснулся на следующее утро, его эпилепсия исчезла — как, впрочем, и его способность запоминать что-нибудь новое. Как вы помните из главы 2, у него развилась специфическая форма амнезии на текущие события. За прошедшие с тех пор 46 лет — сейчас, когда мы пишем это, ГМ еще жив — он каждое утро просыпался, помня все, что было до операции, и ничего, что произошло
с тех пор.
ГМ мог перечислить всех президентов вплоть до Эйзенхауэра, но он не мог узнать на фотографии Кеннеди, Джонсона или Рейгана. По той же причине он не мог узнать Брюса Уиллиса, Билла Гейтса, так же как и Барта Симпсона. Если вы проводили с ним все утро, а затем уходили позавтракать, то ко времени, когда вы возвращались, он забывал о том, что недавно видел вас.
В главе 2 мы рассказали вам о том, что ГМ освоил зеркальное рисование. Он также научился справляться с головоломкой, в которой пять кольцеобразных фрагментов возрастающего размера нужно переместить с первого из трех колышек на третье, при этом меньшее кольцо можно класть на большее, а большее на меньшее — нельзя. Поиграв какое-то время, ГМ научился добиваться нужного результата путем минимального количества перемещений. Если вы покажете ему эту головоломку еще раз, ГМ не вспомнит, что видел ее когда-то ранее. Его сознание не помнит, но где-то в подсознании правила игры сохранились, как и оптимальная стратегия.
Одна из поразительных вещей, которая до сих пор продолжает удивлять психологов и неврологов, изучавших ГМ и ряд подобных пациентов, это то, что гиппокамп, по-видимому, обрабатывает информацию, предназначенную для долговременного хранения, но сохраняется эта обработанная информация где-то в другой части мозга. Чем больше возраст информации, тем более глубоко она, по-видимому, хранится. Когда в результате какой-нибудь болезни мозга человек начинает терять память, она часто утрачивается в последовательности, обратной ее накоплению. Самые последние воспоминания исчезают первыми, за ними следуют более ранние, и в конце концов у пациента остаются лишь воспоминания детства. Он заканчивает свои дни как вечный ребенок, не узнающий своей собственной жены и детей или, вероятно, ошибочно принимающий их за своих родителей, братьев или сестер.
Запомните это!
Психологи выделяют два типа долговременной памяти: декларативную память (которую в главе 2 мы назвали событийной памятью) и процедурную память.
Декларативная память — это ваши воспоминания о том, что с вами происходило, а также то, что вы специально заучивали, например стихи или список английских королей. Процедурная (навыковая) память — это память о том, как ездить на велосипеде, водить машину или справляться с головоломками.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»