Джеймс Мюррей обладал необычайными способностями к изучению языков. Для большинства же из нас «языковое окошко» открывается в раннем возрасте и через несколько лет снова закрывается.
Освежите свою память
«Двадцать шесть букв! (в английском алфавите 26 букв). Господи, если бы буквы в алфавите не были расположены в алфавитном порядке, я не знаю, как бы я их запомнил!»
— Боб Тейвс, карикатурист и создатель «Фрэнка и Эрнста», 1999.
Обычно, если вы не выучили языка к пяти годам, вы никогда не научитесь говорить на нем, как на родном. Вы можете сколько угодно изучать язык, как это делают миллионы школьников, сражающихся с испанским, французским, немецким и другими языками.
Вы можете учить грамматические правила, запоминать длинные списки слов. Можно очень хорошо знать язык. Но, если вы не выучили его, пока были маленьким, вы никогда в совершенстве не освоите произношения, ритма, мелодии и интонации языка в той же мере, как те, кто говорит на нем с детства.
Никто не знает, почему это происходит, но известно, что наш мозг изменяется в течение всей нашей жизни. Исследования показали, что у новорожденного новые связи в мозгу начинают возникать практически с момента рождения. К двум годам у него уже столько же связей, сколько у взрослого человека. К 14 годам этих связей гораздо больше, чем у взрослых.
Затем некоторые связи начинают исчезать, и, когда вы достигаете 20 лет, вы возвращаетесь к нормальному уровню взрослого человека. Так что затасканные сетования на то, что «подростки всегда все знают лучше всех», и жалобы, что «мои родители ничего не понимают», на самом деле ближе к действительности, чем могло бы показаться.
Одной из попыток пролить свет на феномен «языкового окна» является изучение так называемых диких детей. Сказки и выдумки о малышах, которые были украдены у родителей, потеряны или брошены ими и воспитывались волками (Ромул и Рем в римских легендах, Маугли в «Книге джунглей» Киплинга), человекообразными обезьянами («Тарзан» Эдгара Раиса Барроуза) и другими животными.
Такое случается крайне редко, но иногда все-таки случается.
Когда воспитанных дикими животными детей находят и возвращают в общество людей, они так и не могут научиться хорошо говорить. Это не вопрос произношения, словарного запаса или же грамматики. То, что они не могут полностью понять, связано с самой идеей языка. Они запоминают какое-то количество слов и могу выразить простые мысли, но не более того.
Лингвист Ноэм Кромски утверждает, что язык — это основа сущности человека. Если вспомнить рассмотренный нами ранее «аппаратный» и «программный» интеллект, то, согласно представлениям Кромски, языковые навыки имеют аппаратную природу. Имеется в виду, что под воздействием речи, которую мы слышим с первых дней нашей жизни, в нашем мозгу каким-то образом активируются заложенные в нем речевые рефлексы.
Если они не активируются в раннем возрасте, они деградируют. И никогда не будут хорошо работать, если вообще когда-нибудь заработают.
Обратите внимание, что эти рефлексы (если верно утверждение Кромски) позволяют нам научиться говорить и пользоваться речью.
Они не определяют того, каким языком вы будут пользоваться.
Маленький китаец не запрограммирован изначально учить китайский и говорить на нем, маленький грек не запрограммирован учить греческий и говорить на нем. Хотя в решении, несколько лет тому назад принятом школьным советом в Окленде (Калифорния) и был сделан такой абсурдный вывод. Это вызвало яростную полемику и сделало, по крайней мере на время, совет оклендской школы мишенью для шуток по всей стране.
Идеи Кромски не бесспорны. Можно утверждать, что учиться говорить не менее естественно, чем учиться водить машину. Это навыки, и каждый из них приобретается в процессе наблюдения и практики. В нашем мозгу нет рефлекса вождения машины, говорят критики Кромски, нет у нас и речевых рефлексов.
У нас просто есть умственные способности, и мы учимся… как бы это сказать, тому, что мы учим.
В любом случае, тайна «языкового окна» остается одной из наиболее непостижимых загадок. Понятно только, что абсурдно предполагать, что знание языка или предрасположенность к изучению определенного языка может передаваться по наследству.
Теперь давайте зададимся таким вопросом: существуют ли другие «окна»? Есть ли «математическое окно»? Есть ли «географическое окно»? Есть ли «окно для спорта»?
Можно ли с уверенностью утверждать, что, если вы не научитесь играть в бейсбол до восьми лет, вы никогда не будете хорошим игроком?
Никто этого точно не знает. Подумайте над этим. «Языковое окно», по-видимому, вполне реальное явление. О других мы ничего не знаем.
Освежите свою память
«Я не зная языка своей матери, не знал также и языка отца. Корни моего языка лежат в идише моего старшего брата Мордехая, на который наложилось вавилонское смешение языков разных детских бараков в нацистских лагерях смерти в Польше.
Набор слов был невелик; он был сведен к обозначению самых необходимых предметов, которые нужно было назвать или понять, чтобы обеспечить выживание. И в какой-то момент речь совсем оставила меня, и прошло довольно длительное время, прежде чем я «нашел» ее. Поэтому для меня не было большой потерей, что я более или менее забыл ту тарабарщину, которая потеряла свое значение с окончанием войны. Но языки, которые я выучил позднее, по сути, никогда не были моими. Они были только имитацией речи других людей.» -Биньямин Вилкомирски, «Фрагменты», 1996.
Интересные факты
Многие из великих деятелей и творцов начали готовиться к своей карьере еще в самом начале своей жизни. Будь то музыкальные гении, такие как Моцарт или Бах (или Стиви Вандер!), или спортсмены, такие как Тайгер Вудз, все они уже в раннем возрасте проявили свой талант, который со временем лишь расцветал. Вероятно, это еще один аспект феномена «окон» или, может быть, это результат того, что они рано начали, находились в хороших условиях и имели дополнительное время для учебы и совершенствования.
С другой стороны, существуют «цветы запоздалые», такие как Эйнштейн, который в детстве плохо учился, или Бабушка Мозес, которая начала рисовать, когда ей было 90, и еще при жизни приобрела мировую известность.
Мы не знаем, о чем все это говорит, но если есть хоть капля сомнения, то мы предпочитаем верить в то, что учиться никогда не поздно!
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»