Мы все видели полицейскую процедуру опознания. Ее регулярно показывают по телевизору в полицейской хронике и фильмах. Мы также часто слышим в новостях (хотя этого по телевизору не показывают — пока), что свидетеля или жертву преступления вызывают для опознания плохих парней.
Описанная выше ситуация с Марти, Эстел и Карлин не включала опознания. Личности участников инцидента не подвергались сомнению, Карлин просили засвидетельствовать именно факт самого события. А что если бы Эстел сказала: «Что вы, я не знаю, о чем говорят эти люди. Меня там даже не было!» Тогда полиции пришлось бы выяснить, кто действительно вошел в ту дверь и ударил (или не ударил) Марти.
Что они для этого предпримут?
Первым делом они разделят Марти и Карлин, чтобы их воспоминания не перемешались. Иначе Марти и Карлин могли бы обсудить случившееся. Их диалог выглядел бы примерно так:
Детектив: «Это была высокая худощавая женщина, правда?»
Карлин: «Правда? М-м-м. Да, когда вы упомянули об этом, я припоминаю, она была высокой, очень высокой. И худой, очень худой. Да, я хорошо это помню!»
Детектив: «Что вы еще заметили? Волосы, глаза, одежда?»
Карлин: «М-м-м, ее волосы — знаете, я не помню, какого цвета у нее были волосы».
Марти: «Я заметил. Светлые с медовым оттенком. Средней длины. Зачесаны назад и собраны в пучок».
Карлин: «Пучок, пучок. Ах да, я хорошо его помню. И глаза, яркие, орехового цвета».
Детектив: «Яркие, говорите? Орехового цвета?»
Карлин: «Именно такие».
Марти: «Да-да, я хорошо их помню».
Буквально за несколько минут, по подсказкам детектива, два свидетеля достигли согласия в описании человека, которого они видели. Но что в действительности помнил Марти? Что запомнила Карлин? Они не стремились выявить противоречий, да и детектив на самом деле не пытался повлиять на их показания. Они все стараются сделать как лучше, но в результате был создан комбинированный образ таинственной женщины, который мало или вообще не соответствует действительности.
По этой причине полиция должна была бы препроводить Марти и Карлин в различные помещения и допрашивать их поодиночке. Каждого из них могли бы попросить поработать с полицейским художником, чтобы описать черты лица, прическу, возрастные характеристики, родинки, шрамы и другие характерные приметы, которые бы позволили составить портрет подозреваемой.
Другой метод, часто используемый полицией, — это попросить жертву или свидетельницу просмотреть альбомы, содержащие фотографии сотен известных преступников, в надежде, что нужное лицо окажется там. Или полицейские могут показать свидетельнице для опознания до 20 фотографий разных людей; соответствующих тому общему описанию, которое она дала.
Предположим, свидетельница берет одну фотографию и говорит: «Я думаю, это он». Полицейский скорее всего продолжит допрос: «Вы уверены? Это действительно тот самый человек?» Свидетельница, вероятно, ответит утвердительно, проходя все этапы от смутного узнавания и неуверенного опознания к внутренней уверенности.
Полиция не старается подсказать свидетельнице нужный ответ (или, может быть, и пытается, но это уже другая проблема). Свидетельница старается быть честной и полезной. Но она знает и то, что полиция надеется, что она опознает, и…
После того как опознание проведено, переходят к следующему этапу. Человека, идентифицированного по фотографии, полиция забирает и помещает для опознания «вживую» среди полудюжины других. Свидетельницу просят посмотреть на предъявляемых на опознании людей. Глядите-ка, она нашла «правильного» подозреваемого.
Теперь она действительно узнала его. Но почему? Узнала ли она его, потому что она видела его во время преступления? Или запомнила по фотографии, которую опознала? «Это лицо мне знакомо». Действительно знакомо!
Предположим, полиция и окружной прокурор прекрасно справились со своей работой, дело передано в уголовный суд, и суд вызывает свою главную свидетельницу.
Она занимает свидетельское место, ее приводят к присяге. Отвечая на вопросы окружного прокурора, она рассказывает, как все происходило в тот самый вечер. В конце концов окружной прокурор, пристально взглянув в глаза свидетельницы, спрашивает: «Если человек, который совершал все эти ужасающие поступки, сейчас находится в зале суда, пожалуйста, укажите на него».
Свидетельница осматривает зал заседаний, ее взгляд в конце концов останавливается на хорошо одетом субъекте, сидящем рядом с защитником. Свидетельница поднимает руку и театрально указывает на него: «Вот этот человек. Я где угодно узнаю его. Я никогда не забуду это лицо!» Правильно! Это то же самое лицо, которое свидетельница видела при опознании «вживую» и перед этим при опознании по фотографии или в альбоме с фотографиями преступников. Конечно, она запомнила это лицо. Но то ли это лицо, которое она видела во время преступления? Трудно сказать. Очень, очень трудно сказать.
Запомните это!
Вспомните маму, папу и печенье. Вспомните учителя и доску почета. Если «правильный» ответ — «О да, я узнаю это лицо», тогда именно такой ответ вы дадите.
Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»