1. Железнодорожная травма (ЖДТ)
Железнодорожная травма (ЖДТ).
К группе рельсовых травм относят железнодорожную и трамвайную, которые находятся на втором месте по числу погибших и пострадавших после автотравмы. Разновидности рельсовой травмы сходны с видами автотравмы.
Механизм образования повреждений:
-
сдавление и размозжение тканей;
-
ножницеобразное разделяющее действие гребня (реборды) колес с одной стороны и рельса — с другой;
-
трение о полотно железнодорожного пути.
При переезде железнодорожного колеса через тело или его части в области перекатывания колеса выявляют следующие повреждения.
Полоса давления, представляющая участок уплотнения и осаднения кожи пергаментной плотности шириной до 15 см с четкими границами, розово-фиолетового, позднее (спустя 12 ч) буро-коричневого цвета. Полоса давления образуется вследствие того, что на начальном этапе соприкосновения колеса с телом гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одномоментным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся поверхностью колеса.
Т-образная ссадина в начале полосы давления, возникающая от первичного "щипка" колесом.
Размятие мягких тканей, разрушение костей и внутренних органов в области полосы давления.
Участки осаднения и обтирания по краям полосы давления со множеством дугообразных ссадин, надрывов и разрывов кожи, которые возникают от действия боковых поверхностей колесного диска (полосы обтирания).
Угловидные лоскуты по краям кожи в месте разделения, вершины которых обращены в сторону направления движения колеса.
Спиралевидные и продольные лампасовидные разрывы кожи конечностей большой протяженности с раздроблением длинных трубчатых костей на значительной площади.
Полосы давления и участки обтирания на одежде в виде наложений смазочных веществ.
Вследствие перекатывания колеса через тело может произойти полное разделение тела или его частей, либо неполное разделение, когда кожа остается целой.
При переезде, сопровождающемся волочением тела по железнодорожному полотну, от ударов о шпалы и рельсы, трения о балластный слой на коже возникают обширные зоны осаднения, рваные и скальпированные раны, в глубине которых могут располагаться обрывки одежды, элементы балластного слоя, смазочные материалы.
При ударах выступающими частями движущегося состава особое внимание следует уделять следам и повреждениям, отображающим их контуры и структуру (бордюрный пояс, буферный стержень, части сбрасывателя и т. п.). На коже возникают ссадины, кровоизлияния, ушибленные раны, на костях черепа — дырчатые и вдавленные переломы, которые могут повторять контур соответствующих деталей состава. Характерно загрязнение одежды и повреждений смазочными веществами (мазутом).
Падение тела и удар о железнодорожное полотно с последующим скольжением по нему ведет к образованию повреждений на стороне, противоположной месту первичного удара. При этом одежда и тело сильно загрязняются элементами балластного слоя пути. Возникают множественные беспорядочные разрывы одежды, обширные полосовидные ссадины и рваные раны с внедрившимися в них частицами угля, гравия, мазута.
При ударах о рельсы и шпалы образуются переломы костей черепа, ребер, таза, плечевого пояса, а также повреждения внутренних органов.
Повреждения при выпадении из движущегося поезда наблюдаются при езде на крышах вагонов, переходных площадках, при спрыгивании на ходу. В этих случаях возникают повреждения, характерные для падения с высоты. Следует учитывать, что травмы могут возникать еще до падения на грунт от ударов о путевые сооружения (рамы мостов, тоннелей и т. п.), а также от действия электрического тока.
Травма от сдавления тела между частями движущегося состава и другими предметами встречается реже. Повреждения расположены обычно в области грудной клетки и живота, головы. Наряду с повреждениями мягких тканей возникают множественные переломы ребер, грудины, позвоночника, а также разрывы, полные или частичные отрывы и перемещения органов в смежные полости, под кожу или наружу. Повреждения на коже в некоторых случаях могут отображать форму и размеры сдавливающих частей состава (тарелку буфера, частей сцепного механизма).
Травмы пассажиров внутри вагона возникают при железнодорожных катастрофах от ударов о спинки сидений, края полок, выступающие части, при сдавлении тела между деформировавшимися и сместившимися частями вагона. При этом часто возникают резаные раны от осколков разбитых стекол, а в случае пожара возможны термические ожоги различной степени и признаки отравления продуктами горения.
При назначении СМЭ в случаях ЖДТ часто возникают вопросы, связанные с идентификацией личности, поскольку тело может быть разделено на множество сильно поврежденных частей. Эти вопросы приобретают еше большее значение при крупномасштабных железнодорожных катастрофах, когда важно установить число погибших и принадлежность частей тела конкретному человеку.
В связи с тем что данный вид транспорта иногда используется для самоубийства или симуляции самоубийства, а также в целях убийства, особое внимание следует уделять вопросам установления повреждений, не связанных с действием железнодорожного транспорта, характерных для борьбы и самообороны, а также решению вопроса о прижизненности выявленных повреждений.