2. Очаговый туберкулез легких
К очаговому туберкулезу легких относятся разные по генезу, морфологической характеристике, клиническим проявлениям, течению и прогнозу процессы, которые объединяются в одну форму только лишь наличием 2 общих рентгенологических симптомов.
Очаговый туберкулез — это такая форма заболевания, которая характеризуется ограниченной протяженностью воспалительного процесса в легких с преобладанием продуктивного характера воспаления в организме. Очаговый туберкулез может быть как первым проявлением вторичного туберкулеза (т. е. началом активного, эволютивного, прогрессирующего течения болезни), так и результатом эффективного лечения обратимых форм (т. е. отображением их излечения с переходом в неактивное, стационарное состояние).
Клинические проявления.
Больной, как правило, жалуется только на синдром интоксикации, который обычно сопровождается появлением только субфебрилитета к вечеру. Реже больной жалуется на симптомы вегетососудистой дистонии, которые являются следствием того же синдрома интоксикации. Жалобы на ночную потливость, головную боль, утомляемость и т. д. Но обычно на фоне хорошего самочувствия, хорошей работоспособности к вечеру у такого больного появляется субфебрильная температура. Эта форма с такой скудной симптоматикой может продолжаться у больного годами, и если он не обращается к врачу, то соответственно, диагноз не выявляется. В определенное время больной чувствует себя совсем хорошо: у него исчезает субфебрильная температура, нет жалоб. А весной или осенью самочувствие вдруг начинает ухудшаться, проходит время, и опять состояние улучшается. И только при флюорографии или рентгенографии у больного выявляют очаговый туберкулез легких. Характер течения очагового туберкулеза в принципе благоприятен. Но особенность его в том, что он склонен к волнообразному течению. Эта форма туберкулеза может развиваться годами, и больной не обращается к врачу. Эти больные, как правило, без бактериовыделения, т. е. не опасны для окружающих, потому что в очаге нет деструктивных изменений. Как правило, очаги достаточно плотные, при этом микобактерии туберкулеза не имеют возможности выхода. В общем, среди больных-бактериовыделителей насчитывается максимум 3 %. Даже при распаде очагов бактериовыделение также минимально — в пределах 7-10 %.
Если жалобы у больного скудные, ограничены субфебрильной температурой к вечеру и реже симптомами сосудистой дистонии, то естественно, что физикальные признаки этой формы туберкулеза практически всегда отсутствуют, что объясняется наличием маленьких очажков (5-8 мм). Если только при этом развивается картина эндобронхита, то тут могут над верхушками выслушиваться скудные сухие хрипы. Если имеются небольшие полости распада, то можно услышать скудные влажные хрипы. Даже без лечения эти хрипы исчезают. Достоверный диагноз очагового туберкулеза ставится только после рентгенологического исследования.
Лабораторные данные.
Периферическая кровь, как правило, не изменена. Красная кровь — почти всегда нормальная, лейкоциты — тоже в пределах нормах. Иногда можно заметить некоторую лимфопению и небольшое увеличение количества моноцитов.
При обычном сборе мокроты для микроскопического исследования, как правило, ничего не обнаруживается. У таких больных микобактерии обнаруживают при использовании дополнительных методов исследования: промывные воды бронхов (при бронхоскопии пытаются взять смывы, если видят картину эндобронхита) в этом случае иногда выявляют скудное бактериовыделение.
Рентгенологическая картина.
Патологические изменения в легких отображаются на обзорной рентгенограмме тенями меньше 1 см в диаметре, располагающимися проекционно не более чем в 2 межреберьях. Если очаговые изменения распространились ниже второго ребра, то такой процесс называется диссеминированным туберкулезом.