2. Обмен белков
Белки играют особо важную роль в поддержании азотного баланса, который у детей должен быть положительным и находиться на достаточно высоком уровне. Для нормального развития организма важно не только количество, но и качество белка, биологическая ценность которого определяется комплексом содержащихся в нем аминокислот. Белковая потребность зависит от возраста ребенка и его массы тела. В организме запасы белка отсутствуют, поэтому пластические процессы (процессы роста) организма должны быть обеспечены поступлением достаточного количества белка. Особенностями белкового обмена у детей являются высокая потребность в белке, положительный азотный баланс и высокая ретенция азота, поступающего с пищей. Кроме достаточного потребления общего количества белка, необходимо обеспечить ребенка всеми незаменимыми аминокислотами при сохранении оптимальных соотношений между собой и с незаменимыми аминокислотами.
Доля животных белков, содержащих все незаменимые аминокислоты в оптимальных количествах и соотношении, должна быть максимальна в рационе детей раннего возраста, постепенно уменьшаясь до 60 % у детей старшей возрастной группы. Общее нормирование потребления белка в России традиционно отличается от нормативов ВОЗ. В России во второй половине ХХ в. доля белков в питании увеличилась вдвое по сравнению с тем их наименьшим количеством, которое необходимо для поддержания азотного равновесия. Целью такого увеличения количества белка являлось "создание некоторого резерва его в пище на случай дополнительного расхода белков организмом". В последние годы эти позиции пересмотрены, так как накоплено большое количество данных о вреде избыточного поступления белка с развитием аминоацидемии. Использование белка для энергетических затрат нерационально, так как в результате его распада образуется большое количество кислых радикалов и аммиака, токсичных для организма ребенка. Рекомендуемое потребление белка для детей и доля животного и растительного белка приведены в табл. 1.
Таблица 9. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков (в день, для детей первого года — на кг массы).
Возраст |
Энергия, ккал |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г. |
|
— |
Всего |
Животные |
— |
— |
|
0- 3 месяца | 115 | 2,2 | 2,2 | 6,5 (0,7) | 13 |
4- 6 месяцев | 115 | 2,6 | 2,5 | 6,0 (0,7) | 13 |
7- 12 месяцев | 110 | 2,9 | 2,3 | 5,5 (0,7) | 13 |
1- 3 года | 1540 | 53 | 37 | 53 | 212 |
4- 6 лет | 1970 | 68 | 44 | 68 | 272 |
6 лет (школьники) | 2000 | 69 | 45 | 67 | 285 |
7- 10 лет | 2350 | 77 | 46 | 79 | 335 |
11- 13 лет, мальчики | 2750 | 90 | 54 | 92 | 390 |
11- 13 лет, девочки | 2500 | 82 | 49 | 84 | 335 |
14- 17 лет, юноши | 3000 | 98 | 50 | 100 | 425 |
14- 17 лет, девушки | 2600 | 90 | 54 | 90 | 360 |
Дефицит белка не только нарушает процессы роста детей, но и снижает резистентность к инфекции, так как в условиях белкового голодания нарушается синтез антител. Инфекционный процесс, в свою очередь, повышает потребность в белке, формируется порочный круг.