2. Расчет потребляемой и расходуемой энергии
Зная, сколько калорий можно получить при распаде 1 данного соединения, можно вычислить количество энергии, которое должно выделиться на 1 г этого вещества.
Для расчета необходимо величину грамм-моля данного соединения разделить на молекулярный вес соединения для глюкозы:
686000
— — — — = 322 = 3,22 больших калорий.
180
Аналогичным способом установлено, что энергетическая ценность 1 г углеводов равна 3,7-4,3 больших калорий; 1 г жиров — 9 больших калорий; 1 г белков — 4,3 больших калорий. Все процессы, протекающие в органах, требуют затрат энергии, образование которой обеспечивается введением пищевых продуктов. Расход энергии в количественном отношении выражает в тепловых единицах — калориях. Большая калория равняется количеству тепла, необходимого для повышения температуры воды на 1 °С. Минимальное количество калорий, необходимое для обеспечения потребностей организма, находящегося в состоянии полного мышечного и нервного покоя, является энергией основного обмена. Основной обмен на единицу веса тела ребенка значительно повышен, так как в процессе роста и развития, формирования новых клеток и тканей энергии затрачивается тем больше, чем младше ребенок. При физиологической и умственной работе обмен увеличивается, при этом общее количество пищевых веществ, требующихся для его поддержания, возрастает. Наибольшее значение для энергетических процессов в организме имеют богатые энергией фосфаты. С энергетической точки зрения в организме можно выделить 3 группы фосфатов, не выделяющие свободной энергии, низкоэнергетические фосфаты. Богаты энергией фосфаты типа аденозинтрифосфатной кислоты. Она выполняет важнейшую транспортную форму энергии в организме и превращается при ее избытке в запасной вид энергии. Образующаяся в результате обмена веществ энергия расходуется на основной обмен, т. е. на поддержание жизни в состояние полного покоя при температуре 20 °С, на рост, мышечную работу и усвоение пищи. Имеются большие различия в расходовании энергии взрослого и ребенка. Под основным обменом подразумевается количество энергии, необходимое для поддержания физических процессов в организме при условиях полного покоя. У ребенка, как и у всех незрелорождающихся млекопитающих, отмечается первоначальное повышение основного обмена к 1,5 года, которое затем снижается.