Знание основных особенностей психомоторного развития дает возможность оценить наиболее характерные этапы развития ребенка, при этом оцениваются моторика развития ребенка, развитие речи, социальная адаптация каждого возраста. Существуют основные данные о формировании познавательной функции ребенка. В случае нарушения этапов формирования психомоторного развития необходимо привлечение невропатолога, психоневролога, психолога.
Ребенок должен в 2 месяца улыбаться, в 3 месяца — реагировать на присутствие матери, в 6 месяцев — поворачивать голову к движущимся предметам, в 8 месяцев — различать близких и чужих, в 9 месяцев должен проявлять интерес, когда к нему обращается взрослый, в 1 год — ищет спрятанный предмет, к 1,5 годам — проявлять интерес к играм, в 2 года должен разделять окружающие объекты по категориям, в 3 года должен знать свое полное имя, в 4 года — определять, какая из двух линий короче, в 4,5 года — считать до 5, в 5 лет — знать основные цвета, в 5,5 лет — знать дату и число своего рождения, домашний адрес, телефон. Ребенок нуждается в детальном обследовании при отклонении в приведенных данных развития познавательной функции.