3. Анамнез жизни
В связи с тем, что разные возрастные периоды имеют те или иные особенности жизни ребенка, сбор анамнеза в раннем возрасте имеет некоторые особенности.
Так, при выделении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое внимание следует уделить особенностям:
-
пренатального периода;
-
интранатального периода;
-
раннего постнатального периодов;
-
анамнеза жизни детей раннего возраста.
Необходимо подробно расспросить мать о том, как протекало развитие ребенка, о характере его воспитания, узнать о перенесенных заболеваниях, о семейных заболеваниях, жилищно-бытовых условиях, о вскармливании, произведенных прививках, реакциях на них, эпидемиологическом окружении ребенка.
Особенно подробно необходимо остановиться на следующих моментах:
-
который по счету ребенок, от какой беременности родился, как протекали беременности и чем закончились (выкидыш, мертворожденные и недоношенные дети, аборты);
-
как протекала беременность (токсикоз I или II половины беременности — тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, перенесенные вирусные инфекции), использовала ли мать декретный отпуск;
-
как протекали роды, на какой день и с какой массой выписали ребенка домой;
-
заболевания в период новорожденности. Наличие желтухи, родовых травм, других заболеваний;
-
физическое и психомоторное развитие ребенка;
-
поведение ребенка дома и в коллективе: отношение к другим детям и взрослым;
-
особенности сна, его продолжительность;
-
общие особенности кормления на первом году жизни (естественное, искусственное, смешанное);
-
сроки прорезывания зубов;
-
перенесенные заболевания;
-
профилактические прививки — против туберкулеза (БСЭ), полиомиелита, стафилококка, кори, паротита, краснухи. Реакция на прививки. Характеристика туберкулиновых проб;
-
контакт с инфекционными больными;
-
лечился ли ребенок в стационаре?
Анамнез жизни детей старшего возраста.
При сборе анамнеза детей старшего возраста необходимо расспросить о жилищно-бытовых условиях семьи, профессии родителей, домашней обстановке, помещении, в котором живет ребенок, и т. д.
Уточняются следующие сведения:
-
который по счету ребенок? Особенности развития в периоде раннего детства;
-
поведение ребенка дома и в коллективе, для школьников — успеваемость. Какие предметы предпочитает?
-
перенесенные заболевания и хирургические вмешательства;
-
профилактические прививки и туберкулиновые пробы;
-
половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков).
Дополнением к анамнезу жизни является семейный анамнез, поэтому наряду с паспортными данными родителей выясняют:
-
состояние здоровья родителей и ближайших родственников. Наличие в семье инфекционных, психических, нервных, эндокринных, аллергических заболеваний, профессиональных вредностей, курения, алкоголизма;
-
генеалогическое дерево, начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек, до братьев и сестер по горизонтали;
-
оценка материально-бытовых условий.