Первая и вторая сигнальные системы взаимодействуют между собой.
2-ая сигнальная система формируется на базе 1-ой сигнальной системы и в нормальных условиях регулирует деятельность 1-ой сигнальной системы.
По мнению Иванова-Смоленского в процессе становления сигнальных систем различают 4 этапа:
1 этап. Н-Н. Есть лишь 1-ая сигнальная система. На непосредственный раздражитель возникает непосредственная ответная реакция. Есть у животных и ребенка 1-го месяца жизни.
2 этап. С-М. На словесный раздражитель — непосредственная реакция. ("Брысь" — уход.) Есть у детей.
3 этап. М-С. Становление речи. На непосредственный раздражитель — словесная реакция (ребенок на 2-ом году жизни).
4 этап. С-С. На сложный раздражитель — словесная реакция.
2-ая сигнальная система на базе 1-ой сигнальной системы, обеспечивая особый уровень высшей нервной деятельности человека, делает возможным существование человека в социальной среде.