Также перед транспортировкой накладывают импровизированный воротник.
Лучшая иммобилизация обеспечивается наложением двух шин Крамера, из которых одна предварительно моделизируется по контурам головы и плеч, а вторая — по задней поверхности головы, шеи и плеч (шина Башмакова).
Способ обеспечения проходимости дыхательных путей — интубация трахеи:
- оротрахеальная интубация (наиболее часто используемый вид интубации). Если не исключена травма шейного отдела позвоночника, оротрахеальную интубацию проводят вдвоем. Чтобы шея не сгибалась и не разгибалась, осуществляют тракцию за голову по осевой линии, одновременно фиксируя плечи. Если позволяет время, перед интубацией проводят прикроватную рентгенографию (снимок всех семи шейных позвонков в боковой проекции);
- назотрахеальная интубация (иногда предпочтительна при травмах позвоночника, но противопоказана при остановке дыхания и обширных повреждениях лица).
Если интубация трахеи противопоказана, прибегают к хирургическим методам обеспечения проходимости дыхательных путей:
- пункционной коникотомии. Сосудистый катетер (Angiocath) большого диаметра вводят в трахею через перстнещитовидную связку и периодически подают через него большие объемы кислорода под высоким давлением;
- коникотомии — вскрытию гортани путем рассечения перстнещитовидной связки.