Site icon Medkurs.ru

Биография. Медицинская практика (IV)

В поисках общего у помешанных и гениальных Ломброзо пытал­ся доказать, что безумство порой приводит к гениальным творени­ям. «Между помешанным во время припадка и гениальным челове­ком, обдумывающим и создающим свое произведение, существует полнейшее сходство», — пишет Ломброзо. Далее он говорит, что тех и других, вследствие гипертрофированной чувствительности, чрезвы­чайно трудно убедить или разубедить в чем бы то ни было. Он гово­рит о способности гениев интерпретировать в дурную сторону каж­дый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всем на­ходить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность, считает Ломброзо, обусловлена большим умом, благодаря которому талантливый человек изобретательнее находит истину и в то же вре­мя легко придумывает ложные доводы в подтверждение основатель­ности своего мучительного заблуждения. Все эти аналогии автор ил­люстрирует на богатом материале. В качестве примеров, подтверж­дающих его теорию, Ломброзо приводит целый ряд ученых, худож­ников, писателей, поэтов и т.д.

Профессор Ломброзо и примкнувший к нему доктор Пальяни из Болоньи заявили, что признают факт передачи мысли на расстоянии. В последнем номере «Архива психиатрии» за 1880 год они представили опыты с неким французом Пикманом, который был выбран для экспе­риментов не случайно. Дело в том, что он давал публичные представле­ния (идеомоторные акты, подобные тем, которые в то же самое время демонстрировал русский г-н Онофров в Уэстминстерском Аквариуме). Ломброзо утверждает, что в его опытах с Пикманом внушения не прохо­дили обычным путем, то есть по известным каналам чувств, а происхо­дила подлинная передача мысли.

Занимался Ломброзо и исследованием способностей медиумов к яс­новидению. Сначала он не верил в их способности и даже слушать об этом ничего не хотел. Относительно приписываемой медиумам способ­ности к ясновидению он сообщает следующее: «У Евзапии Паладино, например, зафиксировано два случая, которые с большой натяжкой можно назвать предвидением. Первый случай относился к известной краже у нее драгоценностей. Она утверждала, что будто бы об этой кра­же ее предупредили два повторившихся подряд в одну ночь сновидения, которые произошли за день до кражи. Однако из ее последующего рас­сказа стало известно, что все произошло совершенно иначе, чем приви­делось во сне. Вообще говоря, Евзапию не всегда можно понять из-за свойственной ей сбивчивости. Чтобы навести справки о злоумышлен­нике, ей пришлось обратиться к одной из своих соперниц, сомнамбуле, госпоже Дичь-Пиано, которая указала на ее привратницу как на винов­ницу кражи. Это указание оказалось верным, к такому же мнению при­шла вскоре полиция».

Второй случай определеннее, но на научный эксперимент похож мало. Ломброзо дважды знакомил Евзапию с личностями, выдававшими себя за ее поклонников, но которые на самом деле таковыми не являлись. В ре­зультате, даже не взглянув на них, она грубо от них отмахнулась.

Чезаре Ломброзо довел до общественности свое мнение о спиритиз­ме: «Феномены спиритизма происходят от самих медиумов, но никак не от потусторонних сил». К медиумизму Ломброзо относился крайне враждебно до 1891 года, пока не принял участие в экспериментах с ме­диумом Паладино. В результате экспериментов он заявил о своем убеж­дении в реальности явлений спиритизма, но также, что он по-прежне­му не признает спиритических теорий. После этого тема спиритизма, во всяком случае, в Италии, стала достаточно животрепещущей.

Доктор Чезаре Ломброзо скончался 19 октября 1909 года в Турине.

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Exit mobile version