Site icon Medkurs.ru

Биография. Медицинская практика (III)

Вильгельм Гризингер был сторонником слияния невропатологии и психиатрии — мысль по тем временам прогрессивная, так как невроло­гия входила в состав внутренней медицины, а психиатрия «ютилась» в домах умалишенных. В 1845 году вышла его работа «Патология и тера­пия психических болезней», составившая эпоху в психиатрии и переведенная почти на все европейские языки.

Немецким Эскиролем называли Гризингера за то, что он соединил направление Эскироля с психологией Гербарта и создал систему психи­атрии. Одна из основных заслуг Гризингера в том, что он сумел ввести в психиатрию принципы психологии Гербарта (1774-1841 гг) и, таким об­разом, свести психику как целое к рефлексам. Еще до Гризингера его учитель Цёллер говорил в 1838 году о «психических рефлексах», а Иессен (Иессен, Петер-Волленс (1793-1875 гг) — известный немецкий психиатр. В те­чение 25 лет директор психиатрической больницы в Шлезвиге) в том же году допускал возможность объяснения депрессивных и маниакальных состояний психическими рефлексами. Введя в психиат­рию психологию Гербарта, Гризингер внедрил в сферу психиатрии ассо-циационную психологию в той форме, которую ей придали Юм и сен­суализм Кондильяка, то есть с признанием души как сознания, зависи­мого от предшествующего опыта, психического состояния и т.п.

По Гербарту, душа — нечто элементарное, автономное, перемеща­ющееся в известных пределах в границах мозга. Она реагирует на вне­шние впечатления посредством представлений. Душа вмещает огра­ниченное количество представлений, которые сочетаются между со­бой, комбинируются, взаимно тормозят друг друга, объединяются и подкрепляются. Самые сильные из них берут верх, самые слабые подавляются и находятся ниже порога сознания. В центре психологии Гербарта, следовательно, динамика представлений, причем Гербарт считал, что отношения между представлениями могут быть математи­чески определены. Приведем определение Гризингера: «…в широком смысле, в каком употребляет его, например, Гербарт, представление есть все совершающееся духовно, всякое действие и страдание души, следовательно, конечно, и акт ощущения». И далее: «…все совершаю­щееся духовно происходит в представлении; представление собствен­но и составляет деятельность душевного органа, и все различные ду­ховные акты, частью принимавшиеся прежде за различные способно­сти (соображение, воля, душевные волнения и т.д.), составляют толь­ко различные отношения представления к ощущению и движению или результаты столкновения между собой отдельных представлений». С этой ассоциационной психологией представлений Гризингер соеди­нил принцип нервного рефлекса… далее

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Exit mobile version