Site icon Medkurs.ru

Биография. Медицинская практика (IV)

Выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шер-рингтон, лауреат Нобелевской премии, выразил неуверенность, что в мозге человека возникает сознание и они как-то связаны между собой. Если не понятно, как психика возникает из деятельности мозга, то, ес­тественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-либо влияние на поведение живого существа, управление которым осуществ­ляется посредством нервной системы.

Профессором Московского университета, философом А.И. Введенс­ким (1914 г) сформулирован закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между материальной деятель­ностью мозга и областью психических или душевных явлений. Закон от­сутствия объективных признаков одушевленности гласит, что «ни одно объективно наблюдаемое, т.е. никакое физиологическое явление не мо­жет служить достоверным признаком одушевленности, так что душевная жизнь не имеет никаких объективных признаков». Вопрос появления одушевленности «очевидно останется, вследствие отсутствия объектив­ных признаков одушевленности, навсегда неразрешимым».

Идеи непостижимости связи психики с деятельностью мозга, утвер­ждение невозможности найти для нее место в системе материальных процессов в организме отнюдь не являются достоянием истории. Что­бы это показать, приведем несколько утверждений. Австрийский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, Э. Шредингер пи­сал, что природа связи некоторых физических процессов с субъектив­ными событиями лежит в стороне от естественных наук и, весьма воз­можно, за пределами человеческого понимания.

Академией наук Ватикана в Риме в 1966 году был проведен Между­народный симпозиум, посвященный проблеме «Мозг и сознательный опыт». В симпозиуме приняли участие выдающиеся ученые Запада, в том числе Е. Эдриан, У. Пенфилд, Дж. Экклз, Р. Гранит и др. В своих выступлениях они утверждали, что сознание первично, независимо от мозга, и что объективный мир есть вторичное, производное и незави­симое от сознания явление… далее

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей» 

Exit mobile version