Site icon Medkurs.ru

Биография. Медицинская практика (IV)

При каких же обстоятельствах, считает Адлер, возникает невроз? Представим себе, что родился человек с чертой той или иной социаль­но-биологической малоценности (с дефектами фигуры, зрения, слуха, с некоторой общей хрупкостью, низкого роста и т.д.). Эти недостатки лишают его возможности полностью приспособиться к жизни, и тогда-то начинаются, по Адлеру, своеобразные стратегические маневры, цель которых — одобрить свою собственную личность. Как человек низкого роста старается иногда ходить на цыпочках, носит высокие каблуки, тянет кверху голову, пытается говорить звучным голосом, только бы ка­заться выше, внешне значительнее в сравнении со своими возможнос­тями, так и наш малоценный субъект взбирается на особые жизненные ходули. Будучи слабым, надо ни себе, ни другим не показывать этого, надо казаться сильным, устрашающим. И робкий, слабый человек ком­пенсаторно, для возмещения своих дефектов, начинает усиленную борь­бу за то, чтобы казаться сильным, — своеобразную борьбу за власть: «быть наверху жизни, а не внизу ее». Таков девиз всякого человека, тем более человека, дефекты которого устремляют его именно вниз. Чем сильнее, ярче декорировать свою силу, сложнее маскировать свою слабость, тем больше шансов на победу. И, не ведая того, его компенсация становится сверхкомпенсацией.

Человек с раннего детства делается тираном окружающих, близких, старается подчинить себе других то лаской, то своими страданиями. Во всех функциях, во всех органах, во всех накапливаемых им навыках со­держатся элементы особой боевой целеустремлённости: властвовать. И здесь все средства хороши. Подойдет и головная боль, и рвота, и рас­стройство желудка, удушье или прямое устрашающее давление на близ­ких. Только бы властвовать, только бы оказаться в центре общего внима­ния. Пусть меня боятся, пусть меня жалеют, пусть я окажусь для всех сложной загадкой, — всё равно, только бы не очутиться на сером, нейт­ральном фоне жизни, только бы считались с моими желаниями и под­чинялись им.

И подобная индивидуальность, по Адлеру, идёт на ряд сложных жертв — жертв нелепых с нашей, здоровой, точки зрения, — только бы защитить свою позицию, свою жажду власти. Пусть будет бессонница, головная боль, расстройство кишечной и сердечной дея­тельности, если это дает мне право подчинять, если это реально делает меня менее ответственным. Плевать на мои убытки и страдания, выиг­рыш от высокого наслаждения властью несоизмерим в сравнении с пу­стяковыми потерями в области ничтожно-серого приспособления к иди­отской реальности… далее

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Exit mobile version