Site icon Medkurs.ru

Биография. Медицинская праткика (III)

Побуждение, по Адлеру, компенсировать чувство неполноценнос­ти подкрепляется врожденной агрессивностью. Вначале Адлер связы­вал эти побуждения с женским началом в людях, обозначая последую­щую компенсацию своим знаменитым «мужским протестом». Однако вскоре он впал в другую крайность и интерпретировал все вещи в терми­нах воли к власти Ницше. Даже сам половой акт побуждался не столько сексуальным желанием, как чистой агрессивностью. Узнав, что Адлера пригласили в Америку читать лекции, Фрейд съязвил: «Наверное, цель этого — спасти мир от сексуальности и построить его на агрессии».

Отмежевавшись от психоаналитической школы в ее понимании методов психологического лечения, Адлер не отказался от взглядов фрейдистов на невроз как на своеобразную защитную, стратегическую жизненную установку больного неврозом. Он, так же как и чистые пси­хоаналитики, утверждает, что никакими обычными разъяснениями и общими эмоциональными толчками невротика не сдвинешь с его бо­лезненной позиции, которую тот яростно отстаивает. Так же как и фрей­дисты, Адлер требует предварительного ознакомления с корнями свое­образных стратегических маневров больного, но с этого пункта и начи­нается расхождение Адлера с основной школой.

Не считает Адлер, что конфликтные желания больного обязательно вытесняются в подсознание. Он вообще не признает особого по каче­ству подсознательного мира, где будто бы гнездятся и живут своей на­пряженной жизнью особые желания, фантазии и т.п. Адлер убежден, что вся личность больного, весь его характер полностью пронизаны этой оригинальной стратегией, этими хитрыми уловками и что в области болезненного маневрирования нет никакой качественной разницы меж­ду тем, что больной ясно сознает, и тем, что временно остается в тени его сознания.

Суть болезни, говорит он, вовсе не в том, что часть неудовлетворен­ных желаний человека оттеснилась в подсознание и оттуда производит свои попытки прорваться наружу вопреки запретам со стороны реаль­ности. «Нет, — говорит Адлер, — вся личность больного со всей ее жиз­ненной установкой находится в конфликтных отношениях с окружаю­щей средой. При этом суть дела отнюдь не в любовном голоде, не в по­ловых вытеснениях, на которых настаивали в первую очередь фрейдис­ты, а в ненасытном влечении к властвованию. Всякому человеку свой­ственно это влечение к властвованию, к подчинению себе других, но при некоторых обстоятельствах это качество приобретает болезненный ук­лон, и тут-то разыгрывается невроз»… далее

М.С. Шойфет, «Сто великих врачей»

Exit mobile version