Основная задача транспортной иммобилизации заключается в обеспечении неподвижности фрагментов сломанных костей и покоя поврежденному участку тела на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Транспортная иммобилизация способствует значительному уменьшению болей и является одним из наиболее эффективных противошоковых мероприятий. Без иммобилизации практически невозможно предупредить развитие или углубление травматического шока при тяжелых переломах костей конечностей, таза, позвоночника.
Иммобилизация, ведущая к неподвижности костных отломков и мышц, в значительной мере предупреждает дополнительную травматизацию тканей. При отсутствии или недостаточной иммобилизации во время транспортировки пострадавшего наблюдается дополнительное повреждение мышц концами костных отломков. Возможно также ранение сосудов и нервных стволов, перфорация кожи при закрытых переломах.
Правильная иммобилизация способствует снятию спазма кровеносных сосудов, устраняет их сдавление, улучшая тем самым кровоснабжение зоны повреждения и повышая сопротивление травмированных тканей раневой инфекции, особенно при огнестрельных ранениях. Неподвижность мышечных пластов, костных отломков и других тканей предупреждает механическое распространение микробного загрязнения по межтканевым щелям. Иммобилизация обеспечивает неподвижность тромбов в поврежденных сосудах, а значит и предупреждение вторичных кровотечений и эмболий.
Транспортная иммобилизация показана также при переломах и ранениях костей и органов таза, позвоночника, повреждениях магистральных сосудов и нервных стволов, обширных ранениях мягких тканей, распространенных глубоких ожогах, синдроме длительного сдавления.