Острый панкреатит
Морфологические изменения при остром панкреатите могут быть различной интенсивности и распространенности, начиная от признаков, свойственных отеку поджелудочной железы, и кончая развитием некротических процессов, сопровождающихся геморрагиями в самой железе и окружающих ее органах.
Нередко воспалительный процесс в железе проявляется только отеком, гиперемией, дегенеративными изменениями в паренхиме. При такой форме острого панкреатита поджелудочная железа бывает увеличенной в объеме из-за резко выраженного отека. Однако в некоторых случаях может быть только локальное ее увеличение.
При остром воспалении поджелудочная железа на эхограмме видна как резко увеличенное образование, в некоторых случаях не сохраняющее своей формы. Согласно данным ряда авторов при остром панкреатите наблюдается диффузное увеличение поджелудочной железы, локальное же увеличение какого-то одного отдела встречается довольно редко. Нарушается ровность контура, в некоторых участках вещество железы сливается с окружающими тканями. Эхогенность паренхимы снижается, железа отчетливо выделяется на фоне печени в виде почти прозрачного тяжа. Такая отечность паренхимы позволяет ультразвуку легко проходить через нее, в результате чего хорошо контурируется задняя стенка. Вместе с тем значительное снижение эхогенности паренхимы часто не позволяет найти четкой границы между железой и селезеночной веной, что может вызвать затруднения при измерениях. Вирсунгов проток расширяется, его диаметр может достигать 4 мм.
В начальной фазе острого панкреатита эхографические находки могут быть скудны, хотя клинические симптомы уже имеют место. Во время разгара болезни ультразвуковая картина значительно меняется и становится типичной. Наконец, в фазе выздоровления, когда нормализуются клинические и лабораторные показатели, изменения на эхограммах, выражающиеся в некотором увеличении железы и отечности ее паренхимы, продолжают оставаться. Такие остаточные явления могут наблюдаться на протяжении 3 недель, иногда до 4 месяцев. Эхографические критерии острого панкреатита одинаковы для детей и взрослых.
В дополнение к перечисленным признакам, т.е. изменению размера железы, эхогенности паренхимы, дилатации вирсунгова протока, могут выявляться внутрипаренхиматозные образования, представляющие собой острое накопление жидкости, абсцесс, гематому. При возникновении жидкостного образования оно может выступать за край железы и наиболее часто располагаться в области малого сальника или переднего околопочечного пространства. Распространение в переднее параренальное пространство у взрослых выглядит на эхограммах как гипоэхогенный участок, идущий вдоль периренальной фасции, у детей же этот участок становится более эхогенным. В ряде случаев при остром панкреатите может наблюдаться небольшое количество асцитической жидкости, но она не представляет собой панкреатического асцита, который наблюдается при возникновении соединения между протоком железы и перитонеальной полостью.
Эхография представляет собой идеальный метод для динамического наблюдения за состоянием поджелудочной железы при панкреатите и его осложнениях. Накопление жидкости при остром панкреатите приводит к формированию псевдокисты, которая ограничена фиброзной капсулой. Эхографически киста представляется объемным, хорошо очерченным образованием округлой или овальной формы, имеющим отчетливые стенки. Она может быть одно- или многокамерной и, в зависимости от сроков возникновения, эхосвободной или содержать внутреннее эхо от некротических осколков или тромбов. Киста может разрешиться спонтанно: если это происходит, то обычно в первые 6 недель после возникновения.
К осложнениям псевдокисты относятся массивный интраперитонеальный разрыв, разрыв в соприкасающуюся часть желудочно-кишечного тракта, медленное истечение, приводящее к развитию хронического панкреатического асцита, кровоизлияние, инфицирование и абсцедирование, обструкция желчного протока, кишечная обструкция. Геморрагическая псевдокиста может быть заподозрена по возникновению резких неожиданных болей в брюшной полости, падению гематокрита, увеличению кисты в размерах и возникновению обширных внутренних эхо. Четких эхографических критериев, которые бы позволяли отличить инфицированную кисту от геморрагической, нет, только в первом случае количество внутренних эхо больше, но этот дифференциально-диагностический показатель сомнителен.