Лактобациллы
Основным компонентом вагинальной микрофлоры являются лактобациллы разных видов, их содержание в норме составляет 1 х 107—109 КОЕ/мл. Лактобациллы вырабатывают молочную среду, подкисляя среду (норма рН < 4,5), а также ряд микробицидных факторов и перекись водорода (Н2О2), за счет которых подавляется рост многих микроорганизмов, прежде всего бактерий. Отмечено также подавление герминации и роста C. albicans в присутствии лактобацилл.
Не все лактобациллы способны к образованию перекиси водорода. В одной из работ наблюдали обратное отношение между количеством продуцирующих Н2О2 лактобацилл и Candida spp., а также то, что кандидная колонизация происходит при преобладании не продуцирующих перекись штаммов. По другим данным, при кандидной вагинальной колонизации сохраняется нормальный «защитный» морфотип лактобацилл. В сравнительном исследовании было показано, что при вагинальном кандидозе, в том числе его хронической рецидивирующей форме, сохраняются общее число лактобацилл и преобладание обычных видов. Кроме того, полная элиминация лактобацилл не приводит к росту кандидной колонизации или инфекции. Врачебная практика также показывает, что, в отличие от бактериального вагиноза, большинство случаев вульвовагинального кандидоза не сопровождается заметным снижением числа лактобацилл.
Допускается роль других бактерий — членов микрофлоры влагалища в противостоянии кандидной колонизации. Бактерии конкурируют с Candida spp. за питательные вещества, рецепторы адгезии, выделяют фунгицидные факторы. Предположено, что грамотрицательные бактерии в большей степени антагонизируют с Candida spp., чем грамположительные. Была выявлена ассоциация кандидного вагинита с преобладанием грамположительных кокков и грамотрицательных бацилл. Вне кандидной инфекции зачастую имеется обратное взаимоотношение между выделяемостью Candida spp. и Peptostreptococcus, грамположительными кокками и бациллами.
В целом следует признать, что изменения аэробной и анаэробной микрофлоры влагалища при кандидозе в большинстве случаев выражены слабо и не позволяют заявлять о наличии дисбактериоза, требующего медикаментозной коррекции.
Влияние женских половых гормонов и гормональных контрацептивов, способствующее развитию инфекции, с современных позиций представляется более разносторонним и сложным по сравнению с тем, что было известно о нем ранее. Наиболее часто упоминавшимися механизмами действия гормонов были повышение содержания гликогена в эпителиоцитах и сдвиги рН. Кроме того, допускалось прямое стимулирующее действие эстрогенов на рост грибов. Несомненно, большая насыщенность эпителия легко доступными источниками энергии наряду с повышением рН в определенной степени способствуют кандидной колонизации. Тем не менее, рН при беременности существенно не изменяется. Прямое влияние гормонов на рост вагинальной флоры также окончательно не доказано.
Установлено, что вагинальная жидкость у беременных, у принимающих гормональные контрацептивы и у женщин контрольной группы одинаково стимулирует рост Candida spp. С другой стороны, в эксперименте эстрогены способствуют кандидной колонизации влагалища и увеличению количества и состава вагинальной микрофлоры.
Внимание современных исследователей в большей степени привлечено к влиянию половых гормонов на строение эпителия, способствующее лучшей адгезии к нему.
Эстрогены повышают чувствительность вагинального эпителия к Candida spp. Известно, что прогестерон также стимулирует адгезию грибов к эпителию гениталий. Более того, клетки дрожжей имеют рецепторы, распознающие половые гормоны.