Хронические формы крапивницы
Хронические формы крапивницы нередко связаны с нарушением функции печени, почек, желудочно-кишечного тракта, изменениями обмена веществ, глистными инвазиями, скрытыми очагами инфекции (тонзиллиты и др.). Такие формы могут возникать как проявление токсикоза у беременных, как следствие злокачественных новообразований внутренних органов, при заболеваниях крови.
При хронической крапивнице необходимо тщательно обследовать больного для выяснения причины заболевания и назначения соответствующего лечения. В случае выявления аллергена (пыльцевого, пищевого и др.) показана специфическая гипосенсибилизация. Необходимо лечение обнаруженных очагов хронической инфекции, воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте, благоприятное терапевтическое действие оказывают субаквальные ванны. При глистной инвазии проводится дегельминизация. Для нормализации центральной нервной системы показаны седативные средства, может быть рекомендована гипнотерапия, аутогемотерапия.
Является ли хроническая крапивница преимущественно аллергическим заболеванием?
Нет. Исследования показали, что у больных хронической крапивницей аллергия, даже при семейной склонности к ней, отмечалась с той же частотой, что и в общей популяции. С другой стороны, у пациентов с атопическими заболеваниями (экзема, сенная лихорадка, астма) острая крапивница продолжительностью 1—3 дня встречается чаще, чем среди здоровых лиц. В этой группе она имеет аллергическую природу и во многих случаях связана с пищей.
Какова причина большинства хронических крапивниц?
Причины хронических крапивниц, несмотря на активное изучение, как правило, остаются невыясненными. За исключением физической и хронической аутоиммунной, 95 % случаев крапивницы рассматриваются как идиопатические.
Существует ли взаимосвязь между хронической крапивницей и наличием аутоантител?
У 13—14 % больных идиопатической хронической крапивницей выявлялись антитиреоидные микросомальные антитела (в 2 раза чаще, чем в контрольной группе). Некоторые больные хронической крапивницей реагируют на внутрикожное введение собственной сыворотки образованием волдыря и покраснением, сохраняющимися в течение 8 ч. У многих из этих пациентов определялись антитела класса IgG в сыворотке, реагирующие с сс-субъединицей высокоаффинитетного IgE-рецептора тучных клеткок и базофилов.
У других больных IgG-антитело, по-видимому, реагирует с самим IgG. Показатель обнаружения IgG-антител у больных хронической крапивницей еще окончательно не определен, но, по данным некоторых клиник, эти антитела выявляются у 1/3 пациентов.
Прогноз
Чампион Р.Х., наблюдавший 554 больных крапивницей, обращавшихся в клиническое отделение больницы в Англии, сообщил, что через 6 месяцев у 50 % пациентов все еще отмечалась активная стадия заболевания. Из них у 40 % возникали, по крайней мере, периодически, симптомы крапивницы и 10 лет спустя. Прогноз был несколько хуже у пациентов с ангионевротическим отеком в качестве единственного проявления и еще хуже — при сочетании ангионевротического отека с крапивницей.
Характерной гистологической находкой при хронической (в отсутствие васкулита) крапивнице является периваскулярный инфильтрат. Выявляется увеличенное количество лимфоцитов. Количество тучных клеток увеличено примерно в 10 раз, отмечается рост содержания гистамина. Хотя содержание эозинофилов обычно невелико, интенсивное отложение основного щелочного белка эозинофилов наблюдается в тканях у 50 % больных, указывая тем самым на вовлечение эозинофилов в воспалительный процесс.
У пациентов с уртикарным васкулитом обычно выявляется некротизирующий васкулит мелких венул с накоплением иммуноглобулина и комплемента. У пациентов с низким содержанием комплемента в сыворотке крови (гипокомплементарный уртикарный васкулит) преобладают нейтрофильные лейкоциты, в то время как у больных с нормальным уровнем комплемента в сыворотке более типично наличие лимфоцитарного инфильтрата.