Жалобы больных со стержневым синдромом
По частоте сексологические жалобы больных со стержневым синдромом задержки пубертатного развития располагаются так: ослабление эрекций, укорочение половых актов, чрезмерная длительность сношений и затруднения эякуляции, притупление оргазма, снижение полового влечения. Подобная последовательность больше отражает укоренившиеся взгляды, чем суть нарушений, специфических для этого синдрома.
Например, за жалобой на укорочение коитуса нередко скрывалось наступившее под влиянием регулярной половой активности улучшение (с нормализацией длительности сношения), сменившее ejaculatio tarda с утомительными затяжными (до 10—15 мин) фрикциями. Аналогичному субъективному преломлению подвергается и суждение больных о начале сексуального расстройства. Привязывая его к какому-либо внешнему, большей частью случайному обстоятельству, больные относят его к возрасту от 18 до 43 лет (в среднем 27,9+1,27 года). Задержки физического, психического и полового развития неизбежно ведут к ослаблению ряда физических, психических и половых функций. Сколь бы преходящей ни была начальная задержка, последующее внешнее выравнивание и сглаживание никогда не бывает полным, оставляя после себя скрытую внутреннюю дефицитарность.
По данным Г. П. Сальниковой и Ю. М. Арестова, бесспорные признаки такой функциональной дефицитарности в соматической сфере у ретардантов выявляются при исследовании жизненной емкости легких, силы сжатия кисти, мышечной работоспособности и др. Приведенные выше данные Пархона столь же неопровержимо свидетельствуют о функциональном снижении в психической сфере.
Изучение динамики сексуальных проявлений свидетельствует о снижении половых потребностей на всех возрастных этапах как наиболее характерном признаке ретардации пубертата. На начальных этапах это проявляется приглушенностью явлений юношеской гиперсексуальности вплоть до полного отсутствия того похотливого ослепления, которое заставляет животное пренебрегать опасностью, а человека — приличиями. У подобных субъектов запоздалые и редкие энергетические подъемы носят характер эпизодических вспышек, с поразительной легкостью целиком сублимируются в работу (или полуфантастические мечты о деятельности), а еще чаще — во внешние аксессуары благопристойности.
В. Шукшин, с предельной стереоскопичностью изобразивший подобную вспышку в рассказе Шире шаг, маэстро, мимоходом, но очень метко замечает о своем персонаже, что он поразительно скоро и без видимых усилий научился держать достоинство. Столь же легко и скоро на более поздних этапах такие люди настраиваются на абстиеентный покой, тотальный и ничем не тревожимый.
Таким образом, все разнообразие физических, психических и сексуальных проявлений можно определить как ослабление биологических мотиваций, проявляющееся снижением энергетического потенциала, реактивности и запаса прочности в сочетании с элементами незавершенной зрелости.
При сопоставлении с типовой кривой нормального мужчины отмечаются значительное (порядка 14 лет) запаздывание пробуждения либидо (I), наступления первых эякуляций (порядка 4 лет — II), начала половой жизни (порядка 8 лет — III), вступления в брак (порядка 12 лет — IV), низкий уровень половой активности на протяжении всей жизни (не чаще одного сношения в неделю), редкие (не чаще одного раза в год) ночные поллюции, на протяжении первых 8—9 лет, не сопровождавшиеся эротическими сновидениями и оргазмом (показаны на схеме кружками и точками).
Такие субъекты остаются маломужественными, со слабой энергией, их характер остается на более ранней ступени развития (М. С. Маслов, 1925). Маскируемая в ходе размеренного и благоустроенного существования скрытая дефицитарность, свойственная синдрому задержанного пубертатного развития, легко декомпенсируется под влиянием разнообразных стрессовых воздействий. Подобно положению из общей теории относительности, где все виды движения во времени и пространстве наделены предельной скоростью, организмы и их составные элементы наделены также предельной выносливостью. в мире животных и человека биологический коэффициент предела выносливости определяется викарнокомпенсаторными возможностями (А. Д. Зурабашвили, 1969).
С особенной наглядностью специфически сексуальные проявления синдрома задержки пубертатного развития отражаются на индивидуальных кривых возрастной динамики половой активности при сопоставлении их с типовой кривой нормальных мужчин.
«Частная сексопатология»,
под ред. проф. Г.С.Васильченко
- Задержка полового развития яичникового генеза
- Сексуальные расстройства рекреационного характера
- Половые расстройства при гипотиреозе
- Идиопатический гирсутизм
- Первично-сексологические плюригландулярные синдромы с нарушением темпов пубертатного развития
- Синдром преждевременного полового развития
- ППР при очаговых церебропатиях
- Дети с полной формой ППР
- Яичниковая форма ППР
- Конституциональная форма ППР