Обобщая данные литературы и собственные наблюдения над детьми с задержкой полового созревания конституционального генеза, К. С. Лебединская отмечает, что в их эмоциональной сфере прежде всего привлекают внимание черты инфантильности: повышенная внушаемость, доверчивость, наивность, непосредственность в простодушие, чрезмерная привязанность к матери, а также повышенная робость, доходящая до трусливости.
Из-за ожирения и неуклюжести они постоянно служат объектами насмешек и обидных прозвищ, причем конфликтам со сверстниками способствуют назойливость и привычка жаловаться взрослым. У многих из них рано формируется чувство неполноценности, а у некоторых, как гиперкомпенсаторное образование, отмечаются наивное хвастовство и косметические вымыслы (чему способствуют достаточно богатый словарный запас, некоторая литературность и витиеватость речи, склонность к резонерству).
Однако по мере продвижения от наблюдений с четкой конституциональной акцентуацией к наблюдениям с преобладанием церебральной стигматизации (токсического, инфекционного и другого генеза) возрастают частота и выраженность снижения интеллекта со слабой памятью, тугоподвижностью мышления, однообразной и бедной речью.
Интересы таких детей, как правило, ограничиваются кругом бытовых вопросов. В отличие от конституционально акцентуированных ретардантов, стремящихся к смене впечатлений, церебрально стигматизированные лучше адаптируются к автоматической, однообразной работе. Такие дети держатся не по возрасту солидно, бывают не подетски озабочены своим здоровьем, у них часто отмечаются эксплозивность, агрессивность.
Повышенное настроение сопровождается двигательной расторможенностью, пониженное — угрюмостью, апатией, сонливостью. По миновании пубертатного периода многие из отмеченных особенностей психики прочно фиксируются и обнаруживаются на протяжении многих лет.
«Частная сексопатология»,
под ред. проф. Г.С.Васильченко