У некоторых детей при низком интеллекте наблюдались определенная склонность к рассуждательству, довольно сложные речевые штампы, хороший музыкальный слух; отмечались признаки гидроцефалии в неврологическом статусе и на краниограммах. Эмоциональная сфера характеризуется либо преобладанием аффективной вялости, либо выраженной возбудимостью, взрывчатостью с агрессией и истероформными проявлениями.
Иногда наблюдаются немотивированные аффективные расстройства, склонность к дисфорическим состояниям со злобностью, недоброжелательностью к окружающим; в других случаях (в основном у девочек) может преобладать эйфорический фон настроения с назойливостью, недостаточным чувством дистанции. Сочетание этих аффективных особенностей с отвлекаемостью и плохой концентрацией внимания позволяет нредподожить, что в подобных случаях поражаются также лобные доли коры головного мозга (А. С. Шмарьян, 1949).
Нередки проявления своеобразной взрослости поведения с карикатурно солидной манерой держаться, склонностью к банальным сентенциям и гротескной взрослостью. Поведение и отношения с окружающими у таких детей связаны с их особым положением среди сверстников и внешним видом.
Отношения усугубляются настороженностью окружающих в связи с нередкой сексуальной агрессией этих больных. Они оказываются в своеобразной изоляции, становятся замкнутыми, недоверчивыми. При невысоком культурном уровне семьи, недостаточном внимании к ребенку и ограниченности контактов со сверстниками углубляется задержка психического развития (так называемая педагогическая запущенность).
Таким образом, в своеобразном патологическом развитии личности больных с ППР значительную роль могут играть психотравмирующие и социальные факторы.
«Частная сексопатология»,
под ред. проф. Г.С.Васильченко