Отсутствие сколько-нибудь правильного режима или частые его нарушения лишь способствуют возникновению у ребенка разболтанности и создают предпосылки для развития в дальнейшем невроза.
Очень важное значение имеет тренировка нервной и сосудистой системы путем постановки перед ребенком посильных, постепенно усложняющихся заданий, путем привития ему навыков к умственному и физическому труду с частым чередованием того и другого. Стремление создать для ребенка максимально облегченные условия, оградить его от всяких трудностей снижает возможности его адаптации к неизбежно ожидающим его в дальнейшем сложным жизненным ситуациям, детренируют его нервную систему.
Нельзя не остановиться на степени умственной нагрузки школьников старших классов. Согласно нормативам, разработанным зарубежными гигиенистами, для детей старших классов является приемлемой нагрузка в размере 39—42 ч в неделю, по рекомендации отечественных гигиенистов, — 42—48 ч. Фактически же школьные программы в настоящее время требуют от этой группы учащихся до 50—60 ч занятий в неделю, включая выполнение домашних заданий.
Особенно большой эта нагрузка является в школах специального профиля (языковых, математических, музыкальных). По данным А.П. Боярского и соавторов (1972), у мальчиков 5—8-х классов свободное от занятий время равно 4—5 ч, а у девочек — 3,8 ч; в 9—10-х классах оно уменьшается у мальчиков на 17%, а у девочек — на 25%.
Поэтому приобретает большое значение внешкольная деятельность учащихся, в частности максимальное вовлечение их в занятия, связанные с затратой мышечной энергии— в спортивные игры, туризм, гимнастику и различные формы физического труда. Между тем по материалам обследования, проведенного теми же авторами, в число любимых внешкольных занятий у подавляющего большинства учащихся входят кино (в 71—72%) и телевизионные передачи (в 60—65%), отнимающие у них значительную часть свободного времени.
В то же время процент школьников, занимающихся различными видами спорта, очень мал. Так, по данным Ленинградского городского спортивного комитета за 1971 г. из общего числа учащихся города занимались спортом лишь 39,6%.
«Профилактика, ранняя диагностика и лечение атеросклероза», Б.В. Ильинский