В этой главе мы остановимся лишь наотносительно новых и практически важных данных о физиологии и психологии полового акта. Фундаментальные данные содержатся в монографиях W. Masters и V. Johnson (1966), в работах .Г. С. Васильченко, Н. Qiese и др. Практически важно помнить, что половой акт представляет собой только одну из форм нормальной половой жизни [Васильченко Г. С, 1977, 1983].
Другие формы могут быть объединены в понятие «эквиваленты полового акта» [Либих С. С, 1985]. Это — петтинг, мастурбация, экстравагинальный половой акт. Кроме того, в классическом варианте копулятивного цикла половой акт — завершающий этап (после психологического и физиологического этапов, которые в своем сочетании представляют собой подготовительный период, или форшпиль.
Физиологические механизмы часто трудно отделить от психологических, поэтому иногда мы будем пользоваться понятием психофизиологические механизмы (эрекции, эякуляции и т. д.). Другим крайне важным аспектом полового акта является социальнопсихологический аспект, в котором половой акт рассматривается как важнейшая модель человеческого общения.
При рассмотрении этих вопросов психологические механизмы полового акта занимают доминирующее положение. Весьма важен возрастной подход к проблемам физиологии и психологии полового акта. В связи с этим целесообразно выделение детской и подростковой, а также геронтологическои сексологии. Возрастные периоды имеют свои психологические и физиологические особенности полового акта.
Физиологию полового акта можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле речь идет о механизмах — «составляющих» копулятивного цикла (эрекционной эякуляторной, нейрогуморальной и т. д.). В широком смысле — о физиологических сдвигах во всем организме в период усиления полового влечения, во время полового возбуждения, подготовительного периода, полового акта и после него.
«Руководство по андрологии», ВН Ткачук